Понятно, что как и другие комические оперы Таривердиева, «Женитьба Фигаренко» основана на обыгрывании классического сюжета, в этот раз Бомарше. Другое дело, что он написал ее в перестроечный 1991 год по либретто фельетонистов журнала «Крокодил» Михаила Казовского (он присутствовал на премьере) и Федора Филиппова. Так сюжет о парикмахере Фигаро превратился в сюжет о провинциальном парикмахере Фигаренко, желающем в свете перестройки открыть частную парикмахерскую, но зампред Горисполкома Альмавивов как бюрократ отказывается ставить подпись на очень нужном для этого документе, и лишь любовная катавасия с приехавшим из Москвы журналистом Керубиновым и дочерьми и женами героев позволяет счастливо получить разрешение на парикмахерскую.

https://newsmuz.com/i/t.png

Парадокс в том, что эти реалии короткого перестроечного периода поручено сыграть лучшим силам… курса Бертмана в РАТИ. То есть молодым студентам, которые родились куда позже описываемых событий. Дмитрий Бертман на пресс-конференции объяснил это сугубо педагогическими соображениями:

«Это важнейшая вещь, когда учеба переходит в практику, на этом и ради этого школа строится. А «Женитьба Фигаренко» - такая озорная вещь – как раз для этих ребят. И то, что они ничего не знают об этом времени, это их счастье. Они счастливые люди, которые не пили бочковой кофе в булочных, не знают, что такое фены-ведра… И это потрясающе. Мы на них злимся за это, но они счастливые люди. Дай Бог, чтобы они никогда не узнали многих секретов нашей прошлой жизни. Для них это была интересная работа, я бы даже сказал, «следопытов»: мы им дали задание, они ездили на дачи, «доили» родителей и бабушек, чтобы доставать аутентичные вещи того времени. Это важный культурологический процесс, процесс связи поколений».https://newsmuz.com/i/t.png

 

И надо признать, что многое из этого получилось, прежде всего благодаря усилиям режиссера Галины Тимаковой. Молодые ребята вполне живо окунулись в истории с бюрократами, коррупцией в виде взяток цветочной рассадой (!), правом покупки костюма в магазине только по блату и прочей бытовой аутентикой тех лет. Актерскими способностями они пока не блещут — думают, что в жизни все разговаривают, то и дело трогая собеседника в диалоге, ходят на полусогнутых, закатывают глаза и все прочие грехи наигрыша, - но действие держат. Порадовали больше мужские голоса. Прекрасный полновесный голос с летящим звуком у тенора Давида Посулихина, певшего Фигаренко. Основательный чистый тембр у Виталия Уварова, певшего чиновника Альмавивова. Неплохо показали себя и Семен Басаев в роли директора парка, Михаил Мышлянов в роли московского журналиста, и настоящую актерскую работу в гротеске продемонстрировал Андрей Макаров в роли местного фотографа. Девушки не разочаровали, но и не блеснули пока. Хотя места, где можно было это сделать, Таривердиев прописал. https://newsmuz.com/i/t.png

К слову, о музыке Таривердиева. В жанре комической оперы-гротеска, как определил его сам композитор, было бы позволительно ограничиться обыгрыванием тем классической европейской оперы. Однако Таривердиев пошел дальше — памятуя о комических операх Шостаковича, он внес в партитуру немало вполне современных XX веку диссонансов и даже долю эстрадности (только в номере певицы на даче чиновника). Вот только он совершенно лишил свою музыку привычной напевности, так что шлягерных арий в «Женитьбе Фигаренко» нет вообще. В отличие от оригиналов Россини и Моцарта. Трудно себе представить, чтобы гениальный мелодист Таривердиев не смог бы этого сделать. Скорее, не захотел. Наверняка по тем же психологическим причинам, что и другой гениальный мелодист Алексей Рыбников в своих симфонических опусах… В результате имеется множество изобретательных дуэтов, шуток, антикварной сатиры, - но нет ничего из того, что разом ложится на ухо слушателю вроде «Фигаро здесь, Фигаро там» или «Приди, мой милый друг». https://newsmuz.com/i/t.png

Режиссура Галины Тимаковой компактна и выразительна (даже клетчатые баулы от перестроечных «челноков» пригодились), дирижер Валерий Кирьянов ведет камерный состав деликатно и бережно. Но слишком уж банальны шутки над блатом в магазинах и взятках цветочной рассадой, а любовная линия не смогла взять верх над бытом. Судьба «Женитьбы Фигаренко» крайне призрачна — вряд ли она сможет вызывать интерес зрителей надолго, но практика для студентов Бертмана получилась точно отменной.

https://newsmuz.com/i/t.png                                                                                                                    Вадим ПОНОМАРЕВ
                                                                                                                    Фото:
Светлана МАЛЬЦЕВА

Свадьбу сыграли и дипломы получат

Наставники предложили своим выпускникам спектакль

в ностальгическом антураже

Мария Бабалова

• «Вечерняя Москва» • 21 мая 2018

В Белоколонном зале княгини Шаховской «Геликон-Оперы» показали мировую премьеру последней оперы Микаэла Таривердиева «Женитьба Фигаренко». Рожденная на пороге 90-х годов прошлого века эта опера-сатира ждала своего сценического воплощения 28 лет.

И причина этого долгого ожидания, думается, не только в том, что опера, написанная на либретто авторов журнала «Крокодил» Михаила Казовского и Федора Филиппова, оказалась уже слишком злободневна или в том, что во времена, когда партийные съезды смотрелись по телевизору интереснее спектаклей, в театр мало кто ходил. Самое сложное и часто безуспешное – это слом стереотипов. А для нас Микаэл Таривердиев – гений киномузыки. И если назвать лишь «Семнадцать мгновений весны» или «Ирония судьбы» из более, чем сотни его фильмов, будет безоговорочно понятно, как все мы эмоционально зависимы от таривердиевской музыки, она уже в нашем «генетическом коде».

Между тем, Таривердиев был композитором, как принято говорить, «серьезным» и писал замечательную академическую музыку, хотя, естественно, она никогда не была и не может быть всенародно «употребляемой». Его профессиональный дебют состоялся в Большом зале Московской консерватории — его романсы исполнила исключительная Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» (по повести Василия Аксенова «Пора, мой друг, пора!») в некоторой степени начинался легендарный Камерный театр Бориса Покровского. Комическая опера «Граф Калиостро», как и моноопера «Ожидание» (на стихи Роберта Рождественского) много лет были в репертуаре театра.

По авторскому замыслу, «Женитьба Фигаренко» тоже планировалась для Камерного театра, но сложилось только сегодня в стенах «Геликон-Оперы» в очаровательном по своему формату студенческом спектакле. Это дипломная работа студентов факультета музыкального театра ГИТИСа мастерской Дмитрия Бертмана в постановке Галины Тимаковой.

В опере Таривердиева герои Бомарше преобразились. Граф Альмавива превратился в зам. председателя исполкома Евграфа Альмавивова, хапугу и жулика. Фигаро — в начинающего кооператора Николая Фигаренко, пытающегося любой ценой заполучить чиновничье разрешение на открытие своей парикмахерской. А мальчик Керубино стал столичным журналистом Керубиновым, который ищет в провинциальном городке свою славу, Графиня трансформировалась в Розалию Трофимовну Альмавивову, не только ревнивую жену, но и ловкую «повелительницу» дефицита, а Сюзанна теперь Варвара Сюзонова, предприимчивая девица, соблазняющая чинушу, дабы желания жениха воплотились. Вот такая шутка, где очень мало шутки. Главный смысл, на первый взгляд, «шутейной» оперы-ремейка моцартовской «Свадьбы Фигаро», к сожалению, остался актуален, как и прежде: наша основная религия – циничная охота за деньгами.По авторскому замыслу, «Женитьба Фигаренко» планировалась для Камерного театра, но сложилось только сегодня в стенах «Геликон-Оперы» в очаровательном по своему формату студенческом спектакле

Наставники предложили своим выпускникам спектакль в ностальгическом антураже – растянутые майки и треники с весомыми золотыми цепями на шее и запястье их обладателей, блузки с баской и лосины на фоне дамского «боевого раскраса» в стиле «Интердевочки». Студентам, рожденным в середине 90-х, трудно понять, что такое «дефицит», или научиться изящно пользоваться телефоном с циферблатом. Они старались, но не на «разрыв аорты» и не растворяясь в удивительной музыке, а с ощутимым прагматизмом «хорошо показаться» с оркестром (дирижер Валерий Кирьянов) в свете театральных софитов. Ярче сокурсников оказались Давид Посулихин (Фигаренко), Дзамболат Дулаев и Александра Гладышева (Альмавивовы), Елизавета Нарсия (Сюзонова).

В день премьеры вдова и хранительница наследия творчества выдающегося композитора ХХ века музыковед Вера Таривердиева преподнесла театру бесценный дар — авторскую рукопись клавира «Женитьбы Фигаренко». В музейных фондах «Геликона» хранится уже немало раритетов из истории оперы. А нынешняя премьера скоро войдет в репертуар театра. Следующий спектакль 2 июля.