Микаэл Таривердиев
ЖЕНИТЬБА ФИГАРЕНКО

Комическая опера-гротеск в двух действиях

Либретто Михаил Казовский и Федор Филиппов

Спектакль идет с одним антрактом
Продолжительность – 2 часа

Дипломный спектакль мастерской народного артиста России профессора Дмитрия Бертмана

Дирижер: Валерий Кирьянов
Режиссер-постановщик: 
Галина Тимакова
Концертмейстеры: заслуженная артистка России 
Наталья Арутюнова, Александр Гладышев, Марина Попова
Сценография и костюмы: 
Сергей Егоров
Хореография: 
Екатерина Мышлянова

Над оперой
«Женитьба Фигаренко» Микаэл Таривердиев работал в 1989–1990 годах, рассчитывая на постановку в Московском камерном театре Бориса Покровского. Сюжет - ремейк «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Все девять персонажей, перекочевавших из комедии Бомарше, фигурируют под измененными, но узнаваемыми именами. Фигаро стал Фигаренко. Он тоже парикмахер, хочет открыть частную парикмахерскую. Сюзанна стала Сюзоновой, она невеста Фигаренко и помогает ему в осуществлении его идеи. Граф Альмавива стал Евграфом Альмовивовым, заместителем начальника горисполкома, Керубино — Керубиновым, столичным журналистом.
Закрученный сюжет, тайные свидания, интриги, переодевания - все, как в опере
«Свадьба Фигаро», сюжет которой перенесен в советскую эпоху.

Действующие лица и иполнители:
Фигаренко - 
Давид Посулихин 
Сюзонова - 
Елизавета Нарсия
Альмавивов - 
Дзамболат Дулаев/ Виталий Уваров
Альмамавивова - 
Александра Гладышева/ Татьяна Левина
Керубинов - 
Михаил Мышлянов 
Базулев - 
Георгий Сологуб
Бартолович - 
Андрей Макаров
Антонионов - 
Семён Басалаев 
Фанечка - 
Анжелика Куракина/ Марина Серебрякова/ Виктория Коробова
Певица на даче Альмавивова - 
Юлия Горелова/Евгения Пономарева

 

 

Премьера оперы Таривердиева «Женитьба Фигаренко»

состоялась в «Геликон-Опере»

Культура

17 мая, 0:22UTC+3

Опера-гротеск, как определял жанр произведения сам автор, - это ремейк "Свадьбы Фигаро" Моцарта

Поделиться

МОСКВА, 17 мая. /ТАСС/. Опера Микаэла Таривердиева "Женитьба Фигаренко" - ремейк "Свадьбы Фигаро" Моцарта по одноименной пьесе Пьера Огюстена Карона де Бомарше - спустя 28 лет после своего создания впервые поставили на сцене. Мировая премьера состоится в четверг в "Геликон-опере", сообщили в пресс-службе московского музыкального театра.

Таривердиев работал над "Женитьбой Фигаренко" с 1989 по 1990 год. Сам автор определял жанр произведения как комическая опера-гротеск. В версии российского композитора Фигаро стал Фигаренко, сохранив свою профессию парикмахера, Сюзанна стала Сюзоновой, она невеста Фигаренко и помогает ему в осуществлении его идеи. Граф Альмавива стал Евграфом Альмовивовым, замначальника горисполкома, Керубино - Керубиновым, столичным журналистом.

На сцене Белоколонного зала княгини Шаховской "Женитьбу" ставит режиссер Галина Тимакова вместе со студентами ГИТИС мастерской худрука "Геликона" Дмитрия Бертмана. Сценографию и костюмы создает Сергей Егоров. Над музыкальной частью постановки работала недавно ушедшая из жизни Марина Попова. Сейчас премьеру готовит главный дирижер "Геликон-оперы" Валерий Кирьянов.

Микаэл Таривердиев (1931-1996) - советский и российский композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Автор музыки к 132 фильмам, нескольких опер и балетов, большого числа вокальных циклов, инструментальных концертов. Особое место в его творчестве занимает органная музыка.


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/5207551

ЖЕНИТЬБА ФИГАРЕНКО

Геликон-опера (ул. Б. Никитская, 19)

Женитьба Фигаренко

Стоимость билетов:
Амфитеатр 2200-2300 рублей
Партер 2100-2500 рублей
Стоимость одного билета включает услуги по резервированию и доставке.
Точную стоимость и наличие билетов уточняйте по телефонам с сайта. Билеты есть в наличии.

Продолжительность: 2 часа

Либретто: Михаил Казовский и Федор Филиппов
Режиссер-постановщик: Галина Тимакова
Музыкальный руководитель: Марина Попова
Концертмейстеры: Александр Гладышев, Марина Попова
Сценография и костюмы: Сергей Егоров
Опера впервые прозвучит в исполнении студентов факультета музыкального театра мастерской народного артиста России профессора Дмитрия Бертмана.

 

Сюжет на Культуре:

https://www.youtube.com/watch?v=kZlpek2xUOQ

Сатирический ремейк оперы Моцарта «Свадьба Фигаренко»

ждала своего часа 28 лет

В «Геликоне» состоялась мировая премьера оперы Микаэла Таривердиева

28 лет опера «Свадьба Фигаренко», своеобразный сатирический ремейк оперы Моцарта, ждала своего часа. Сочинение было написано в 1990 году — ровно тогда же, когда был создан театр «Геликон-опера». Театр рос, зрел и, достигнув непризывного возраста, обратился к своей забытой ровеснице. Спектакль, поставленный силами студентов курса Дмитрия Бертмана в ГИТИСе, впервые представлен зрителям в Колонном зале «Шаховской». Постановщики — дирижер Валерий Кирьянов и режиссер Галина Тимакова. Хранительница наследия творчества выдающегося композитора ХХ века музыковед Вера Таривердиева в день премьеры передала театру бесценный дар — авторскую рукопись клавира.

                                  Сатирический ремейк оперы Моцарта «Свадьба Фигаренко» ждала своего часа 28 лет

                                                                                                                                   Фото: Ирина Шымчак.

Микаэл Таривердиев, имя которого ассоциируется прежде всего с киномузыкой, оставил богатейшее наследие в камерно-вокальной, органной, инструментальной музыке, а также создал много прекрасных произведений для театра — драматического, балетного и оперного. Наиболее удачно сложилась сценическая судьба монооперы «Ожидание», опера «Граф Калиостро» шла в Камерном театре Бориса Покровского. Для них же Таривердиев написал и своего «Фигаренко», но постановка не состоялась. Возможно, потому что тексты, написанные сотрудниками сатирического журнала «Крокодил» Михаилом Казовским и Федором Филипповым, оказались слишком актуальными. Герои моцартовской оперы превратились в узнаваемых персонажей 90-х, для которых жажда наживы и получение выгоды любой ценой стали основной жизненной мотивацией. Граф Альмавива превратился в зам. председателя исполкома Евграфа Альмавивова, взяточника и жулика. Фигаро — в начинающего кооператора Фигаренко, пытающегося получить разрешение на открытие частной парикмахерской. А малыш Керубино стал столичным журналистом Керубиновым, который ищет в провинциальном городке горячую тему для своей обличительной статьи. Понятно, что Графиня предстала Розалией Альмавивовой, ревнивой женой вороватого чиновника, а Сюзанна — Сюзоновой, предприимчивой девицей, которая кокетничает с Евграфом, чтобы обеспечить бизнес своему жениху. Никакой любви — сплошной разгул либеральных ценностей.

Если всерьез говорить о смыслах, то опера Таривердиева относится к тем немногим произведениям искусства 90-х, в которых «новая русская революция» предстает без всякого ореола восторга перед «победой либерализма». Наоборот, потребительство, цинизм, базар становятся объектом насмешки авторов. И этим опера напоминает фильмы Карена Шахназарова того времени — например грандиозные «Сны». Спектакль студенческий, малобюджетный, потому сценографии почти нет, зато костюмы (Сергей Егоров) очень «говорящие» — здесь вся палитра фэшн а-ля «Черкизон»: был такой дешевый рынок в Москве, на котором одевались модники и модницы 90-х — разноцветные лосины, блестящие ткани, блузоны с баской и, конечно, лидер моды того времени — синтетический спортивный костюм, парадность которого подчеркнута толстенной золотой цепью на шее.

Таривердиев, которому не были свойственны двойные композиторские стандарты — он применял в кино и академических жанрах одни и те же характерные приемы, которые позволяют узнать его музыку буквально с одного такта, — узнаваем и здесь: необарочные секвенции, переменные метры, принцип интонационного развертывания, типичные для его вокального творчества мелодические речитативы. Для певцов — произведение нелегкое. С одной стороны, небанальные, «неклассические» мелодии, с другой — их нужно петь очень точно. В отличие от «авангардной музыки», где фальшивую ноту никто и не заметит, здесь она вылезет тут же — не спрячешься!

Юные артисты играют свои роли с азартом, хотя половины реалий сюжета они вообще не понимают. К примеру, что такое дефицит? И почему нужно было получить какие-то «талоны, чтобы купить вещи в магазине? Но юношеский энтузиазм и талантливая работа режиссера Галины Тимаковой побеждают. Тем более что вокально студенты хорошо справляются со сложными партиями. Особенно Давид Посулихин (Фигаренко) — многообещающий молодой тенор, Александра Гладышева (Альмавивова), Михаил Мышлянов (Керубинов). Очень стильно прозвучал вставной номер — прелестная «эстрадная» песня в исполнении Юлии Гореловой.

К существенным недостаткам спектакля следует отнести некоторую невнятность артикуляции — особенно в женских партиях. Особенности жанра и новизна этого сочинения требуют, чтобы все реплики, все шутки и уж тем более все нюансы сюжета были понятны и ясны зрителю точно так же, как в драматическом спектакле. Иначе теряется смысл жанра оперы-гротеска. Этим, кстати, вообще страдают многие музыкальные драмы, которые к середине ХХ века почти совершенно заменили оперу. Мы должны хорошо понимать текст — но сама акустическая природа женского голоса нередко этому препятствует: высокие обертоны поглощают артикуляцию, а сложность речитативной музыкальной линии, построенной на скачках, неудобных певице, заставляют ее сосредотачиваться на чистом интонировании в ущерб четкости артикуляции.

Впрочем, у «Геликона» есть время, чтобы решить эти задачи. В следующем сезоне студенческая работа станет репертуарным спектаклем театра. И это прекрасно, что еще одно сочинение гениального Таривердиева придет к публике.

                                                                                                                                                                                          Екатерина Кретова

Заголовок в газете: Свадьба Фигаренко 28 лет спустя
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27686 от 22 мая 2018

 

Мировая премьера оперы Таривердиева «Женитьба Фигаренко» прошла в «Геликоне»

Опубликовано вс, 20/05/2018 - 03:53 пользователем NEWSmuz.com

В театре «Геликон-опера» прошла мировая премьера забытой сатирической оперы Микаэла Таривердиева «Женитьба Фигаренко».

Помимо всем известных песен для фильмов Рязанова, Лиозновой, Калика и других у Микаэла Таривердиева обширное наследие академической музыки, которую он писал охотно, особенно в последние годы жизни. Многие его органные, камерные произведения нередко исполняются на академической сцене. Опер он написал пять. Но если оперу-буфф «Граф Калиостро» знают и помнят многие, она была основой репертуара театра Бориса Покровского, то остальные исполняются куда реже. А «Женитьбу Фигаренко», написанную для того же театра Покровского, вовсе не исполнили до сих пор ни разу!

Клавир все эти годы бережно хранила вдова композитора Вера Таривердиева, и в день премьеры она торжественно подарила оригинал клавира с пометками автора театру «Геликон»:

«Мне с ним жалко расставаться, но я хочу, чтобы он был в надежном месте, в том, где впервые эта опера выйдет на суд слушателей», - призналась Вера Таривердиева.https://newsmuz.com/i/t.png