«Известия» 28.08.02

Юлия РАХАЕВА

Михаил Казовский начинал как сатирик и юморист. В этом качестве он выступал на страницах многочисленных газет и журналов, в этом же качестве фигурирует в таком заметном издании, как "Антология сатиры и юмора ХХ века. Т. IX. Литературная пародия" (ЭКСМО-Пресс). Но вот уже второй раз он предлагает читателю масштабное историческое полотно. Действие предыдущего романа - "Дочка императрицы" - происходило во времена позднеязыческой Руси, накануне принятия ею христианства. Новый роман - "о жизни и деятельности одного из наиболее прославленных героев Древней Руси, великого галицкого князя Ярослава Владимировича (? - 1187)".

«Литературная газета» 19-25 февраля 2003

ЛЕТОПИСНЫЕ ОСМЫСЛЕНИЯ

Оценивать достоинства и недостатки исторического романа— задача для профессионального историка весьма нелегкая. Так и хочется, подобно бесстрастному судье, собрать все дошедшие до нас известия источников о героях романа «Золотое на черном», сравнить их с эпизодами, описанными в книге, и «отделять зерна от плевел». Однако от подобного занятия сразу же останавливает научная совесть, которая задает «вопрос на засыпку»: «А сами-то вы каковы?»

Действительно, восстанавливать картину жизни наших предков в эпохи, предшествовавшие появлению Московской Руси, приходится по крупицам отрывочных данных, разбросанных в исторических сочинениях различных

народов. Поэтому мы сами выстраиваем многочисленные громоздкие логические цепочки из краткой информации, записанной свидетелем далеких

событий, отчаянно споря друг с другом по поводу того, что он имел в виду.

Исходя из этого, М. Казовского можно рассматривать как такого же исследователя, предлагающего свои версии объяснения причин и последствий известных нам событий. Читая роман «Золотое на черном», невольно отмечаешь, что его автор стремится, насколько это возможно, следовать исторической правде, приводя точные даты событий, сообщая читателю исторически достоверную информацию о прошлой жизни своих героев, пересказывая известия летописей и других исторических источников. При этом, разумеется, не все приводимые писателем даты взяты из исторических источников, как не все герои романа — из древнерусских летописей и хроник других средневековых государств. Однако и здесь Казовский старается максимально приблизить читателя к исторической правде, точно подсчитав, например, когда гонец из Киева мог прибыть в Галич с сообщением о смерти Юрия Долгорукого. Главными же достоинствами романа являются его очень легкое, живое изложение и очень точная картина быта и нравов того времени. Признаюсь, поначалу меня несколько шокировало большое количество эротических моментов в романе, ибо в нашем сознании господствуют представления о Средневековье как времени очень строгой морали, насаждавшейся и строго контролировавшейся церковью. Однако сразу же вспомнились свидетельства из источников о разврате, царившем не только при дворе византийских императоров, но даже в самом центре католического мира, где на всем протяжении «мрачных» веков существовали публичные дома, посещавшиеся в том числе и некоторыми римскими папами. Что же касается Руси, то летописцы добросовестно перечисляют в своих трудах княжичей, рожденных как законными женами, так и наложницами, а «бесовские» языческие обычаи, в том числе и в сфере межполовых отношений, бытовали на русских землях настолько долго, что стали предметом специального обсуждения на Стоглавом соборе Русской православной церкви в 1551 г. К чести писателя, он не следует сложившимся в нашем обществе стереотипам в отношении к тому или иному историческому деятелю, возникавшими в том числе и по определенным политическим соображениям. Так, Юрий Долгорукий предстает в романе довольно одиозной личностью, в то время как сын главного героя Ярослава Осмомысла Владимир, «прославленный» не только в нашей исторической литературе, но и в музыке (вспомним бессмертную оперу А.П. Бородина «Князь Игорь») в качестве распутника и пьяницы, вызывает симпатию читателя, особенно при описании последних лет его жизни. Все это следует только приветствовать, поскольку при очищении бытующих у нас стереотипов героев прошлого от легендарных и политических наслоений последующих времен они оказываются примерно такими, как их рисовал Казовский. Не удержался автор романа о Ярославе Осмомысле и от участия в дискуссии по поводу авторства «Слова о полку Игореве», где прославляется этот князь — современник неудачно похода Игоря. Конечно, автор не ставил перед собой задачу убедить читателя в том, что бессмертное произведение древнерусской литературы написал не кто иной, как сын неудачливого князя Владимир Игоревич, но многим читателям романа наверняка вспомнится известное эссе Владимра Чивилихина «Память», где сначала доказывается, что автор «Слова» бы уроженцем Черниговского княжества, а затем из этого логически выводится авторство самого Игоря Святославовича. В целом же роман М. Казовского «Золотое на черном» будет, без сомнения, полезен всем изучающим отечественную историю или просто интересующимся прошлым своей Родины. Для тех же читателей, у кого возникнет желание выяснить, какие эпизоды книги написаны на основании данных исторических источников, а какие рождены фантазией автора на основании глубокого осмысления реалий той эпохи, в конце книги дана хронологическая таблица, составленная по всем правилам серьезных научных исследований.

                                               Михаил ЮРАСОВ, кандидат исторических наук,  старший научный сотрудник Института российской истории РАН

 

«КУЛЬТУРА» №34 (7341) 22 - 28 августа 2002 г  

 

«ВОСЬМИГРАННЫЙ ДЖИГИТ» РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ      

Марина ИВАНОВА

            Говорят, что узнать будущее можно, заглянув в прошлое. Самый увлекательный и необременительный способ отправиться в глубь веков - исторический роман. Он исключительно любим народом, всегда более склонным разбираться в неурядицах столетней, а еще лучше тысячелетней давности, чем иметь дело с текущей современностью. Поэтому "Золотое на черном", новый роман Михаила Казовского, обращенный к раннему русскому средневековью, не очень популярному у исторических писателей, в сущности обречен на читательский успех.

      В истории оказалось гораздо больше правителей "Великих", чем "Мудрых". То

есть последних вообще раз-два и обчелся. Клио, как и положено даме,     предпочитает воинов и героев, решительных, отважных и безрассудных. И       потому безответственный в сущности неудачник князь Игорь Новгород-Северский известен у нас любому школьнику, а его тесть - один из самых эффективных и влиятельных политиков середины неспокойного XII века Ярослав Владимирович Галицкий - в основном тем, кто специально интересуется русским средневековьем.

      Мечта о просвещенном правителе - пожалуй, самая древняя из всех, которые       волновали человечество, и самая стойкая. Однако когда таковой появлялся, его с завидным постоянством ожидали непонимание современников и весьма      скромный интерес потомков. Мудрое правление - когда процветают торговля и       законы, когда кровопролитным победоносным войнам предпочитают хитроумные       дипломатические комбинации, то есть довольно скучное время для тех, кто       ищет в истории лихо закрученные сюжеты и леденящие кровь преступления. Вот       об этом времени и его герое - Ярославе Галицком написал роман "Золотое на       черном" Михаил Казовский.

      Конечно, Ярослав Галицкий, прозванный половецким словом Осмомысл       ("восьмигранный джигит") за умение одновременно, как считали современники,      воспринимать смысл восьми высказываний, был сыном своего времени, а XII       век никак не тянул на эпоху просвещения и гуманизма. Этот юноша, более       всего любящий книги, оказался незаурядным правителем - решительным и      жестким. Легко преодолев соблазн проверять на практике утопические идеи, он с юности продемонстрировал трезвый политический прагматизм, поддержав       притязания на великокняжеский стол Юрия Долгорукого. Брак с дочерью       Долгорукого Ольгой, как любой политический брак оказавшийся не вполне       счастливым, укрепил его репутацию как осторожного и дальновидного       политика. Естественно, он много воевал, но никогда - из соображений личной       славы. К его мнению прислушивались европейские монархи, чьи владения       граничили с Галицией и со многими из которых он состоял в родственных       отношениях. Он уверенно владел "ключом от Дуная", который его менее       дальновидные потомки потеряли быстро и навсегда. Слово Ярослава Осмомысла

было весьма весомым и в спорах за великокняжеский стол. Этот     могущественный правитель пользовался славой человека не только умного, но       и честного, справедливого, соблюдающего договоренности. Редкая репутация в      российской истории, да и мировой тоже.

      Михаил Казовский написал роман, вполне соответствующий традициям русской исторической прозы - ясный, лаконичный, без стилевых и смысловых       излишеств, роман, в котором вымысел удачно сочетается с исторической       реальностью, не подменяя и не вытесняя последнюю. Автор оказался счастливо       лишен амбиции создать свою собственную историческую концепцию, призванную      сокрушить все привычные представления. Напротив, он вполне солидарен с       оценкой, данной в "Слове о полку Игореве" могущественному галицкому князю,       да и с другими авторитетными источниками не спорит. Неторопливо и       основательно он воссоздает жизнь Ярослава и его эпоху. Тем не менее это не       жизнеописание, не политическая биография Ярослава Осмомысла, не       романтизированная биография, хотя стилистически роман и близок к этим       жанрам. Михаил Казовский написал книгу о драме одиночества,      экзистенциального одиночества человека, которому дано было оказаться       проницательнее и умнее своего времени, о цене, которую он платит за то,      чтобы соответствовать своему долгу и своему предназначению. А цена эта       велика, ибо Ярослав Осмомысл не был счастливым человеком. Женщину, которую любил, он так и не сумел защитить: мятежная знать сожгла ее как ведьму и колдунью. Зато был твердым правителем: и та же знать безропотно приняла       его завещание - наследником стал сын "колдуньи" Олег, получивший отчество       по имени матери - Настасьевич. Впрочем, княжил он недолго: золотой век       Галиции, лежащей на пересечении западного и восточного мира, кончился с       уходом Ярослава. Да и весь русский мир стоял на пороге перемен: к его       границам подходила монгольская конница...

      В романе действуют много персонажей: от мифических волхвов-прорицателей       до вполне реальных исторических лиц, и мы едва поспеваем за героями - то в       гущу интриг византийского двора, то в Киев, то в дунайские городки. Но       только один из них - очевидный антипод Ярослава, его родственник Иван Берладник, красавец, отважный воин, герой. Этот вечный мятежник легко предавал друзей, менял союзников, устранял неугодных. Он был не просто соперником Ярослава в борьбе за галичский стол, он олицетворял другой полюс политической реальности, где жажда личной власти оправдывала любые средства, где честолюбие было выше национальных интересов, а стремление к сиюминутной выгоде практически исключало сколь-нибудь дальновидные стратегии. Иван Берладник проиграл Ярославу, а его подход к делу победил. И понадобилось три столетия, чтобы мы усвоили урок о пользе консолидации нации. А политический опыт Ярослава Осмомысла так никогда в полной мере и не был востребован: в истории все-таки больше "Великих" правителей, чем "Мудрых"...

     

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ сентябрь 2003

В популярной серии "Рюриковичи" вышла 55-я по счету книга. Ее автор - набирающий силу писатель и историк Михаил Казовский. Центральная фигура его нового романа - галицкий князь Ярослав Владимирович по прозвищу Осмомысл (т.е. многознающий; 1130?-1187), вошедший в историю России как один из самых просвещенных правителей. Автор опирается на материалы по истории Древней Руси - летописи, хронографы, энциклопедии, труды историков. В романе описан легендарный поход новгород-северского князя Игоря Святославича - кстати, зятя Осмомысла - против половцев (1185 г.), ставший знаменитым благодаря великому эпосу "Слово о полку Игореве". У Казовского есть и свое суждение по до сих пор остающемуся открытым вопросу авторства этого памятника литературы. Его творцом в романе назван сын Игоря Владимир, который читал (пел) "Слово..." в присутствии Ярослава. Это предположение М. Казовского, пожалуй, заслуживает быть рассмотренным наряду с версиями таких авторитетных историков, как Б. Рыбаков.

 

«Книжная витрина», 2002

КНЯЗЬ ЧЕРВОНОЙ РУСИ

Бобков Николай

 25 июля 2002 г.

Исторический роман М. Казовского посвящен одному из самых известных князей древней юго-западной Руси - Галицкому Великому князю Ярославу Владимировичу, прозванному "Осмомысл". Одна из версий происхождения этого прозвища - перевод слова из половецкого языка "серизкырлы", означавшего ловкого, "восьмигранного" джигита. Половцы, степные кочевники, сыграли свою роль в исторических судьбах и киевского, и галицкого княжеств. Сама галицкая земля сложилась из нескольких мелких княжеств, которые в 1141 году были объединены князем из Перемышля Владимиркой Володарьевичем. Он и перенес свою столицу на Днестр, в Галич. Наивысшего расцвета и могущества эта земля (ее еще называли Червоная Русь) достигла при его сыне Ярославе, правившем с 1152 по 1187 года. Историкам он известен как князь, при котором резко возрос международный авторитет Галича, военное могущество княжества, которому автор "Слова о полку Игореве" посвятил самые патетические строки. Все вышеперечисленное возможно стало, конечно, только на основе экономического процветания. Другими словами, Ярослав княжил в одной из самых богатых русских земель, которая при отце Осмомысла стала независимой от Киева. В Галицкой земле было очень богатое и поэтому независимое и сильное политически боярство. Для борьбы против пытавшегося установить крепкую княжескую власть Ярослава бояре воспользовались его запутанными семейными делами: женатый на дочери Юрия Долгорукого Ольге, он держал при себе любовницу Анастасию. В книжке у главного героя есть и главный враг - его двоюродный брат, бывший Звенигородский князь Иван Берладник. У Ярослава находил приют будущий император Византии Андроник Комнин.

В книге много острых, захватывающих приключений: здесь и отравление князей-соперников, и широкая картина княжеских междоусобиц, и публичное сожжение на костре любовницы великого князя, после чего он был принужден присягнуть на верность своей законной жене Ольге Юрьевне, и, в конце концов, ее бегство в Суздаль. После конфликта и примирения с сыном от Ольги Владимиром, все-таки Галич перед своей смертью Ярослав оставил Олегу, сыну Настасьи, своей сожженной любовницы. Таким образом получился яркий портрет эпохи.