Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Филиал МГУ в г. Севастополе

Историко-филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РАЗНЫХ ЭПОХ

("ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ",

"ВЛАДИМИР ВОЗРОЖДЕННЫЙ" М.М.ХЕРАСКОВА,

ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ М.КАЗОВСКОГО)"

Дипломная работа

Выполнил: студентка 5-го курса

Величко Алла Георгиевна

Научный руководитель:

к.ф.н. Архангельская Анна Валерьевна

Севастополь

2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 4

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫЧЕСТВА И

ХРИСТИАНСТВА ......................................................................................................................... 7

1.1. В.В. Иванов и В.Н. Топоров ........................................................................................... 7

1.2. Б.А.Рыбаков .................................................................................................................... 9

1.3. А.Г. Кузьмин ................................................................................................................. 13

1.4. И.Н. Данилевский ......................................................................................................... 16

1.5. О.М. Рапов .................................................................................................................... 17

1.6. Л.С. Клейн ..................................................................................................................... 18

1.7. А. В. Карпов .................................................................................................................. 19

ГЛАВА II. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО В «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ........ 21

2.1. Авторская позиция ........................................................................................................... 21

2.2. Языческие божества ........................................................................................................ 24

2.3. Языческие традиции и обряды ........................................................................................ 28

2.4. Волхвы и их изображение ................................................................................................ 32

2.5. Церкви и их изображение ........................................................................................... 36

2.6. Влияние Бога на жизнь людей .................................................................................... 45

2.7. Характеристика праведников.................................................................................... 46

2.8. Крест как божественный атрибут ......................................................................... 53

2.9. Вера в знамения ........................................................................................................... 56

2.10. Выводы......................................................................................................................... 58

ГЛАВА III. ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ПОЭМЕ

«ВЛАДИМИР» ............................................................................................................................. 60

3.1. Образ Владимира ......................................................................................................... 60

3.2. Христианские образы ................................................................................................. 68

3

3.3. Языческие образы ........................................................................................................ 73

3.4. Образы волхвов и их изображение ............................................................................. 81

3.5. Выводы .......................................................................................................................... 84

ГЛАВА IV. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНАХ

М.КАЗОВСКОГО ........................................................................................................................ 86

4.1. Языческие боги и их идолы ............................................................................................... 86

4.2. Языческие жрецы ............................................................................................................. 96

4.3. Языческие обряды и традиции ........................................................................................ 99

4.4. Герои-христиане ............................................................................................................. 103

4.5. Христианские реалии ..................................................................................................... 105

4.6. Образ Владимира ............................................................................................................ 109

4.7. Отношение автора......................................................................................................... 112

4.8. Выводы ............................................................................................................................. 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 122

ГЛАВА IV

ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО

В ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНАХ

М.КАЗОВСКОГО

Михаил Казовский – современный российский автор, произведения «Бич божий» и «Храм-на-крови» стали его первым опытом в жанре исторического романа. Замысел написать романы на тему российской истории периода Киевской Руси родился у него еще в студенческие годы. Казовский, по его собственным словам, в течение 18 лет собирал и изучал литературу, посвященную этому периоду. Романы близки к историческим источникам, т.к. Казовский изучал летописи, скандинавские саги, работы зарубежных и российских ученых: Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева, И.Я. Фроянова. Однако для автора важно было написать все-таки художественное произведение, поэтому в романах встречаются и отклонения от исторических сведений.

Нами были выбраны эти произведения именно этого автора ввиду того, что романы Казовского – это своего рода эксперимент. Он не переписал летопись своими словами, но и не создал полностью фантастическое произведение (т.н. «альтернативную историю»).

Автор взял летописный сюжет за основу и сделал историко-литературную реконструкцию. Как язычество и христианство воспринимает современный автор, мы увидим, проанализировав романы «Бич божий» и «Храм-на-крови».

 

1. Языческие боги и их идолы

Описывая древнерусское язычество, Казовский довольно четко разделяет Киев и Новгород. Впервые описание языческого кумира в романе мы встречаем в эпизоде, относящемся к событиям в Киеве и описывающем свадьбу Ярополка и Анастасии:

«…процессия понеслась за ворота детинца, к Лысой горе, где стоял четырехгранный кумир».

Речь идет, конечно, о Збручском идоле, найденном в Тернопольской области.

Збручский идол исторически принадлежал Збручскому культовому центру, возникшему, по некоторым данным, в период массового крещения Руси. Т.е., идол у Казовского появляется значительно раньше, чем должен был бы. Но мы говорим не об исторической точности. Казовский вводит идола в текст и делает его главным киевским кумиром (ведь будь он второстепенным, сын Святослава с Анастасией не соединялись бы брачными узами у этого идола). Отдельно стоящих идолов богов на главной горе в Киеве мы не наблюдаем.

Можно предположить, что в Киеве нет какого-то одного главного божества-покровителя. До реформы Владимира наблюдаем слияние четырех божеств в один идол:

«Это был колоссальных размеров идол с четырьмя головами – каждая голова на особой грани, каждая грань смотрит в определенную сторону света. Главное божество – Макошь-Берегиня, матерь урожая, обращенная к северу. Справа, на восток – Лада-Рожаница, покровительница любви и семейного очага. С запада – Перун с молотом в руке – бог войны, громовержец. И Дажбог, наконец, обращенный на юг, – олицетворение солнца, пламени, плодородия и тепла».

Показательно, что Казовский называет Макошь (мать урожая) главным божеством.

В целом же, по поводу того, кто же изображен на сторонах Збручского идола, существовало множество теорий, в том числе и предполагающих его значительно более позднее происхождение. Та, которую использует Казовский, предложена Б.А. Рыбаковым.

Исторически достоверные Перун, Макошь и Дажбог – боги, присутствующие в пантеоне Владимира – сомнений ученых не вызывают. Однако Лада-Рожаница не признается большинством из них как славянская богиня (Н.М. Гальковский, А. Брюкнер, О.Н. Трубачев).

Среди божественных ликов нет Рода. Можно подумать, что этот бог не почитается киевлянами так, как новгородцами (как мы увидим далее). Однако в эпизоде жертвоприношения Милонега люди, увидев, что боги приняли жертву, кричат: «Слава Роду! Слава Перуну! Слава Берегине!». До этого момента культ Рода в Киеве не наблюдался, идола его на Лысой горе нет, поэтому восхваление Рода («Слава Роду»), да еще и на первом месте в триаде, звучит довольно странно. «Главное» же божество – Берегиня-Макошь – поставлено на последнее место после Перуна.

Исследователи (Б.А. Рыбаков и др.) не раз отмечали, что Перун был богом князя и дружины, культ его был еще не оформлен к моменту крещения Руси, поэтому люди не успели его принять. Казовский в своих романах это утверждение (случайно или специально) опровергает: в романе еще до религиозной реформы Владимира главный  «четырехгранный идол» содержит лик Перуна, а лик Рода – нет.

Несмотря на все историческое несоответствие, исходя из текста романа, культ Перуна довольно древний. Если даже на Лысой горе стоит идол, один из ликов которого принадлежит Перуну, можно сделать вывод о том, что Казовский сознательно делает культ «древнее». Люди, славя богов, среди прочих (Род и Берегиня) называют и Перуна.  Будь он богом князя и дружины, люди бы не славили его. Да и происходит этот эпизод еще до языческой реформы Владимира. После крещения Руси, когда идол Перуна гнали по улицам и били  палками, люди плакали. Если бы данное божество было второстепенным и неродным простым людям, они бы не реагировали так. Ведь идол Макоши – главного божества, по Казовскому, - был тоже свержен и разрушен.

Посмотрим на пантеон в Новгороде. Во время разговора с Добрыней кудесник Богомил отмечает: «<…> Род главнее Перуна. <…> Мы хоть и Новый город, но за старину держимся вовсю. Церковь не так давно разрушили православную, а попа утопили в Волхове. Даже идол Перуна мне не дали поставить: только Род и все. Чуть не забросали каменьями». Эта линия проводится через все повествование о Новгороде. Казовский для этого города избрал другое четко обозначенное по всем критериям (обсуждение, поклонение, наличие идола) божество.

Впрочем, дальше по тексту наблюдаем, что Киев не настолько противопоставлен Новгороду, как это может показаться на первый взгляд. В эпизоде празднования дня рождения князя Владимира в Новгороде говорится так: «День рождения князя Владимира – 5 ноября («грудня») – совпадал с праздничной неделей-куроедицей Макоши-Берегини.

Это божество почиталось новгородцами свято. Макошь – «мать хорошего урожая» – представлялась пряхой, покровительницей колодцев и защитницей женщин. В иерархии женских божеств Макошь находилась на первом месте, ниже стояли «рожаницы» – Лада и Леля, а русалки – совсем внизу. У других племен Макошь называли иначе: Дивой, Подагой («подающей блага»), но везде – Берегиней. На рисунках она была в кокошнике, сарафане, с поднятыми к небу руками. Позже в этой позе стали изображать Пресвятую Деву Марию – вспомним хотя бы Богоматерь Оранту, украшающую купол современного Софийского собора в Киеве».

Итак, звено, связующее Киев и Новгород, - Макошь-Берегиня. И здесь она свято почитается, в отличие от Перуна, которого новгородцы, как подчеркивается в романе, принимать не хотят. Макошь также не имела отдельного идола (в Киеве стоял «четырехгранный кумир», одна из граней которого – лик Макоши), а находилась в «композиции» Род – Макошь – Лада – Леля: «На холме Славно находилось святилище. В центре стоял кумир – идол Рода: трехметрового роста, вырезанный из дуба, он смотрел пустыми глазами в мир. В правой своей руке бог держал металлический рог, в левой сжимал узду, а у ног его, врытых в землю, горбилось седло. Шапка на Роде – круглая и гладкая, с валиком по краям, копией была шапки на Владимире… А одежда, тоже напоминавшая облачение князя, доходила до голени. Сзади, из накидки кумира, барельефом выступали Берегиня и рожаницы: Макошь с поднятыми к небу руками и расставленными ногами, слева – Лада, справа – Леля». Здесь, в отличие от описания киевского идола на Лысой горе, есть один четко выраженный главный бог – Род, которого окружают женские божества Макошь, Лада и Леля. Очевидно, что данную «композицию» Казовский позаимствовал у академика Рыбакова, который не отделяет Рода от рожаниц (ими, по его мнению, являются славянские богини, Лада и Леля) и рассматривает Рода и рожаниц только в комплексе. Однако Макошь как верховное женское божество Рыбаковым описано отдельно.

Новгородцы, как они сами о себе говорят, «держатся за старину», почитая Рода и не желая введения других богов. Исходя из этого, отчасти можно говорить о том, что новгородцы имеют стремление к монотеизму с четко выраженным одним божеством, а киевляне – к политеизму («четырехгранный идол» не выделяет какого-то одного бога, они все равнозначны).

Еще одним доказательством этого утверждения может служить следующий отрывок из романа, посвященный празднованию дня рождения Владимира и куроедиц – праздника Макоши: «Соловей вошел в капище, влез на маленькую лесенку, принял от подручных меха с вином и наполнил им рог, находящийся в руке Рода. Произнес молитву, громко завывая под звуки бубнов. Обошел идола сзади и позвал Владимира…»

Несмотря на то, что празднуется день Макоши-Берегини, кудесник наполняет вином рог, «находящийся в руке Рода», и только после этого обращается к Макоши.

В частях, посвященных жизни Новгорода, вообще довольно много внимания уделяется вопросам религии. Так, новгородский кудесник Богомил рассказывает будущему крестителю Руси Владимиру об основах языческой религии, упоминая, среди прочего, как устроено небо: «Сверху над Землей семь небес. Наиболее близкое к нам это первое – из него идут дождь и снег, по нему плывут облака и с него спускается туман. Солнце, звезды и Луна находятся выше, где-то меж четвертым и пятым небом. Наконец, обитель богов – это небо седьмое. Боги сидят на нем, словно на вершине горы, пьют божественные напитки и взирают на Землю; время от времени спускаются вниз, чтобы наказать неугодных и возвысить любезных. Боги любят жертвы, приносимые им. Души умерших вместе с дымом крад (погребальных костров) поднимаются вверх; души чистые попадают к богам на седьмое небо, души грешные низвергаются вниз и летают, мыкаются, превратившись в навий».

Это описание сближает славянских богов в видении Казовского с античными божествами в Древней Греции, которые так же сидят на небе, пируют и время от времени спускаются на землю. Сближение с античной традицией у Казовского появляется не случайно: при отсутствии достоверных источников о славянском язычестве автору приходится не только обращаться к трудам исследователей этой темы, но и строить свои предположения, основываясь на подобии. Такой же концепции придерживаются неоязычники, которые уверены в существовании трех миров, «сторон бытия»: мир мертвых – навь, мир людей – явь и мир богов – правь. Это деление родноверы позаимствовали, очевидно, из Велесовой книги, которая сейчас считается подделкой.

Далее Соловей называет и описывает языческих богов: «Главный бог – это Род (он же – Чур). Род родил Сварога, сотворившего небо и небесный огонь. От Сварога произошли Дажбог, сотворивший Хорса-Солнце, и Сварожич, сотворивший Землю и земное тепло. Сыновья у Рода такие: Перун – бог дождя, грома, молний и войны, и Стрибог – ветра, бури и других стихий. Есть еще бог Велес – покровитель богатства и достатка, урожая и всех торговых операций, и Семаргл-Переплут – это самый скромный бог, он изображается в виде собаки, стерегущей корни растений и земные недра. Под землей живет Ящер, пожирающий Солнце-Хорса вечером, и в рассветный час извергающий из себя обратно. Мать-Богиня – Макошь-Берегиня. У нее две дочери – Лада, покровительница влюбленных и новобрачных, и Леля, в ведении которой – женщины на сносях и новорожденные».

Данный пантеон, таким образом, содержит следующих богов: Род, Сварог, Дажбог, Хорс, Сварожич, Перун, Стрибог, Велес, Семаргл, Ящер, Макошь. Из них шесть богов, как мы помним, - Перун, Дажбог, Хорс, Стрибог, Семаргл и Макошь – исторически входили в пантеон Владимира, о котором мы знаем из «Повести временных лет». Велес также упоминается в летописи, однако в пантеон киевского князя он не вошел. Род, Сварожич, Ящер, Лада и Леля – персонажи, о которых мы узнаем в основном из трудов академика Рыбакова. Таким образом, можно сделать вывод, что, составляя языческий фон своих романов, Казовский решил «разбавить» богов, имена которых подтверждены исторически, персонажами из монографий ученых. Впрочем, известно, что многие коллеги не принимают разработок Рыбакова и Фроянова, называя их «кабинетной мифологией».

После перечисления некоторых основных (как нам представляется) богов, Соловей упоминает и о низшей мифологии – духах, леших, домовых: «И, конечно же, рядом с людьми много всяких духов: домовых и кикимор, обитающих в доме за печкой, леших – жителей леса, и русалок-вил – жительниц лугов и ручьев. Где-то между высшими богами и духами – девушка Купала и козел Коляда, колосистый Ядрей и грустная Обилуха, странствующий Попутник и богатая Порынья. А помимо поганых навий существуют еще вурдалаки и оборотни, шлющие погибель, хвори и другие напасти. Добрых духов надо заманивать, а плохих – отпугивать».

Купала, Коляда, Ядрей, Обилуха, Попутник и Порынья – персонажи, известные из различных произведений устного народного творчества. Их Казовский помещает между богами и духами, не отмечая, однако, ни их точного места в пантеоне, ни функций в языческой картине мира.

Еще один момент, подчеркивающий противопоставление Киева и Новгорода с религиозной точки зрения, – вопрос о водружении идола Перуна в Новгороде. Проблема эта в романе стоит довольно остро, именно с этой точки зрения Новгород и Киев являются диаметрально противоположными городами. Рассмотрим эпизод, в котором описывается внешность идола Перуна, которого все-таки решают установить возле Волхова: «По заказу Добрыни и под наблюдением Богомила лучшие новгородские плотники выбрали в лесу мощный крепкий дуб и, срубив, обработав, очистив, высушив, стали вырезать из него кумира. Получился Перун суровый: брови сдвинуты, губы сжаты, длинные усы, а в руках кресало – он из кремня высекал молнию-огонь. В роще утрамбовали круглую площадку (по диаметру – ровно 10 саженей), в центре поставили Перуна, а вокруг него, по черте площадки, сделали основания для восьми костров: север, юг, запад, восток – и четыре промежуточных».

Данное описание не слишком развернутое, видим только, что идол Перуна –деревянный, с длинными усами, суровый. Так как информация о том, что собой представлял идол Перуна, содержится лишь в «Повести временных лет», сопоставить это описание можно только с летописью. Впрочем, нужно учитывать, что идол Перуна в Новгороде водрузили еще до первой – языческой – религиозной реформы Владимира в Киеве, а описание кумира в «Повести временных лет» как раз пореформенное. Однако общие черты, конечно, есть. Вот описание идола в «Повести»: «И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ…». У Казовского в Новгороде Перун также деревянный и с усами. Очевидно, что при описании новгородского кумира Перуна Казовский использовал данную летописную информацию, потому как, например, Перун, изображенный на Збручском идоле, не имеет усов, да и сам кумир полностью каменный.

Идола Рода в Киеве мы находим в «городке Кия». По Казовскому, это была самая старая часть укрепления города, здесь находилось и капище. Так, характеризуется это место в сопоставлении с Лысой горой, на которой, как мы помним, находится «четырехгранный идол»: «Многолюдные праздники проходили на Лысой горе, за городом, здесь же стояла небольшая постройка: круглая, типа современной ротонды, с дыркой в крыше; в эту дырку поднимался дым от жертвенного костра; зажигали его по праздникам –26 декабря, в день бога Рода, 1 марта, на славянский Новый год, и 24 сентября, в «именины овина», в честь Сварожича. В остальное время капище было закрыто, и входить в него разрешалось только Жериволу… В капище было сыро <…> посреди – круглый жертвенник из камня, справа и слева – две ниши, в каждой – идол <…> Первый – Род, а второй – Сварожич, сын Сварога, бога неба...».